|
ЧИТАЕМ МОЛЧА, ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА
ЧИТАЕМ ВСЛУХ ВЫРАЗИТЕЛЬНО
ВВОДНЫЕ СЛОВА (ВСТАВИЛ СЛОВА)
ГОВОРИМ: СОСТАВЛЯЕМ УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВВОДНЫЕ СЛОВА ДЛЯ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
17. Прочитайте текст молча.
ВНИМАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Умение поддерживать внимание при чтении — важнейшее условие понимания текста. Глаз, который воспринимает зрительный образ слова, и мозг, который осознаёт воспринятое, должны работать как единое целое. Этому можно и нужно учиться.
Прежде всего, надо проследить за собой: активно ли воспринимается материал, который вы читаете? Может быть, вы продолжаете думать о последнем споре с подругой? О том приятном, что вас ждёт после уроков? Если так, то важно постараться «отбросить» ненужные мысли, которые проносятся в голове, и заставить себя активно думать именно о предмете чтения. Остановитесь на секунду и соберитесь с мыслями. И дальше, читая, проверяйте себя, не отвлекаетесь ли вы на постороннее.
Кроме того, важно по ходу чтения отмечать про себя, о чём вы читаете, приводить прочитанное в порядок. Например, мысленно проговорите: «Сначала дано общее определение, потом приведён пример, потом идёт сопоставление с ...» и т. д. Специалисты по чтению называют такой приём построением карты текста. А можно назвать этот приём иначе — поиском ключевых слов в тексте. Главное — научиться следить за ходом мысли, отличать основные части содержания от второстепенных.
Итак, нужно освоить различные приёмы, чтобы уметь быстро и хорошо понимать читаемое.
По Тони Бьюзену
Какие части содержания в тексте, по-вашему, основные, а какие — дополнительные? Какие предложения из второго абзаца можно было бы опустить без ущерба для основного содержания?
18. Просмотрите текст (упр. 17). Обратите внимание: в нём выделены вводные (по-укр.: в с т а в н 1) слова и сочетания слов, которые указывают на последовательность изложения (с чего автор начинает рассуждение, что добавляет к сказанному, чем завершает его, что считает главным, когда использует примеры). Сравни: прежде всего — кроме того — итак. Особен-
|
|