|
В русском языке, как и в других славянских языках, возможен разный порядок слов в предложении. Например: Лингвистика изучает особенности языков. Особенности языков изучает лингвистика. Однако в речи, строя высказывание и связывая предложения между собой, мы должны будем выбрать одно из этих предложений. Например: Нам рассказывали об учёных, которые занимаются лингвистикой. Лингвистика изучает особенности языков, но Особенности материальной и духовной культуры народа изучает этнография. А особенности языков изучает лингвистика.
В письменной речи чаще всего используется такой порядок слов: предложение начинают с известного (например, того, что ясно из предыдущего предложения), а к нему присоединяют новое. Считается, что основное в сообщении заметнее в конце предложения.
4. Прочитайте предложения. Выберите и запишите тот вариант, который вы считаете правильным. Объясните свой выбор.
1. В мире существует несколько тысяч языков. Особенности языков изучает лингвистика. 2. В мире существует несколько тысяч языков. Лингвистика изучает особенности языков.
б. Прочитайте выразительно второй абзац текста (упр. 1). Объясните, что во втором и третьем предложениях этого абзаца является известным, а что — новым. Какую роль играет интонация в смысловом делении предложения в речи?
6. Прочитайте. Измените порядок слов во втором предложении каждой пары. Исправленные предложения запишите.
1. Я взял в библиотеке книгу о славянских языках. О сходстве и различии этих языков говорится в книге. 2. Мне очень нравятся книги о значении и происхождении слов. Трудные, но очень интересные многие из этих книг.
7- Прочитайте. Какое правило применили для написания первого из данных слов? Подберите и запишите подобные примеры с проверочными словами.
Неизвестно — известие — весть.
8. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Проверьте написанное: часть слов вы найдёте в тексте (упр. 1), а часть — в списке слов для запоминания (см. 2-й форзац).
Объединять, объявление, пожалуйста, мен..ший, удивительный, б..льшой, большинство, н..ужели, стольк.., в..прос, использ..вать, проверять, несколько, расспрашивать, п..разительный.
|
|