|
П. Подготовьте связное устное высказывание об обсуждении текста в парах (см. упр. 10), о том, в чём ваши оценки совпали, а в чём — разошлись. Проанализируйте ваше отношение к высказыванию одноклассника, с которым вы были не согласны. Рассердило ли вас это высказывание? Появилось ли у вас желание лучше понять собеседника? В чём это выразилось?
12. Выразительно прочитайте стихотворение В. Рождественского (упр. 9). Спишите ту строфу, которая вам особенно понравилась.
К какому стилю можно отнести статью «Тайны слова»? Почему? Как вы считаете, зачем в такой серьёзной статье авторы использовали стихотворение? Отвечая на этот вопрос, попробуйте представить себе, как поэт В. Рождественский относится к слову — к его звучанию, происхождению, оттенкам значения. Приведите из стихотворения примеры образных выражений, которые вы считаете яркими, выразительными.
13. Какие из данных русских слов, по-вашему, заимствованы из украинского языка?
Кремль, отлично, дивчина, искать, борщ, галушки, мусор, желание.
14. Перечитайте первый абзац текста (упр. 9). В нём предложения объединены с помощью цепной связи. При такой связи последующее предложение начинается с того, чем закончилось предыдущее. Это даёт возможность строить изложение последовательно, не отрывать мысль, высказанную в одном предложении, от того, что говорится в другом. Для того чтобы избежать повторов, в последующем предложении зачастую используют местоимения (он, этот, такой, там и др.).
Найдите примеры цепной связи предложений в первом абзаце текста, объясните, какие средства связи использованы. Выпишите два предложения, объединённые цепной связью.
15. Прочитайте. Переделайте второе предложение каждой пары так, чтобы его связь с первым стала более очевидной, чтобы оно продолжало мысль, высказанную в первом предложении.
1. Мой друг очень любит читать книги, в том числе книги о языке. Готов он от многих развлечений отказаться ради них. 2. Мне было интересно читать ту часть статьи, в которой говорится о слове картофель. Длинный путь это слово, оказывается, прошло.
16. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Какие из этих слов можно использовать, рассказывая о книгах?
Сер..це, радос.ный, сп..сибо, увлекательный, снач..ла, щедр..сть, нич..го, изд..вна, изр..дка, есл.. , к..гда, воз..мёшь, превращаться, ут..шать, х..чу, м..гу, см..яться.
|
|