|
А его нет и нет.
Потом пошли дожди. Они слабо шелестели, скатываясь с ветки на ветку. И день и ночь лили. Всё стало мокрым, и земля перестала впитывать воду, может, потому, что всему растущему влага уже не была нужна.
Однажды я проснулся ночью. Как было темно в доме! Как тихо... Я встал, открыл окно и увидел берёзу, еле различимую во мраке осени. Она стояла не прикрытая, отданная ненастью.
А наутро ударил заморозок — и вся листва улеглась вокруг берёзы золотым кольцом. И какой грустью повеяло от её оголённых чёрных ветвей! Ведь совсем ещё недавно был буйный кипень1 свежей зелени, всё сверкало, лоснилось. И вдруг всё исчезло. И исчезло надолго.
Будут идти моросящие дожди, будет чернеть гниющая листва, будут зябко стучать на ветру окостеневшие ветви, будут стыть лужи. Улетят птицы. И потянутся длинные глухие ночи. Зимой они будут ещё длиннее. Завоют метели. Ударят морозы...
Сергей Воронин
Рассмотрите фото. Так ли вы представляли себе берёзу?
25. Поработайте в парах. Выясните мнение друг друга об авторской позиции в тексте (упр. 24). Обсудите, какие основания были у каждого из вас сделать тот или иной вывод об отношении автора к осени.
26. Прочитайте текст (упр. 24). Обратите внимание: в нём есть слова и выражения, которые прямо говорят об отношении автора к описываемому времени года. Но есть в тексте и такие слова и выражения, которые косвенно указывают на чувства автора (выраженные в подтексте).
Определите, к какой из этих групп относятся данные слова и выражения из текста.
Тревожный, напоминающий войну дым; стала желтеть листва,... словно заклиная солнце вернуться; увидел берёзу, еле различимую во мраке осени; листва улеглась... золотым кольцом.
Найдите в тексте другие примеры явно или косвенно выраженного отношения автора к осени.
27. Составьте и запишите 3—4 предложения о том, каким было сегодняшнее утро. Постарайтесь выразить своё отношение к описываемому — прямым текстом и в подтексте.
|
|