|
Третьяковская галерея в Москве
Именно эти «антикупеческие достоинства» — просвещённость, гуманизм, понимание общенародной роли искусства — и позволили Третьякову выбирать для своей галереи всё самое лучшее, самое правдивое и талантливое, что давала тогда русская живопись.
С первой же выставки передвижников1 он приобрёл около десятка картин, и среди них такие, как «Грачи прилетели» Саврасова, «Пётр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Николая Ге, «Сосновый бор» Ивана Шишкина и «Майская ночь» Ивана Крамского. С тех пор он стал постоянным членом товарищества.
Третьяков известен был своим удивительным чутьём. Тихий, молчаливый, сдержанный, он появлялся в мастерских, где ещё только заканчивались будущие шедевры живописи, и, случалось, покупал их для своей галереи прежде, чем они успевали появиться на выставке.
Бескорыстие его было беспримерным. Приобретя у Верещагина огромную коллекцию его картин и этюдов, он тут же предложил её в качестве дара Московскому художественному училищу. Свою галерею он с самого начала задумал как музей национального искусства и ещё при жизни своей — в 1892 году — передал в дар городу Москве. И лишь спустя шесть лет (как раз в год смерти П. М. Третьякова) открылся первый государственный русский музей в столичном Петербурге, да и то куда уступавший «Третьяковке», ставшей уже к тому времени местом паломничества многих тысяч людей, приезжавших в Москву со всех концов России.
По Леониду Волынскому
1 Передвижники — художники, которые входили в творческое объединение — Товарищество передвижных художественных выставок, организованное в Санкт-Петербурге в 1870 г.
|
|