Переглянути всі підручники
<< < 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 > >>

 

подносили чай не на ярких жостовских подносах. Самовар без такого подноса что кипяток без чая. Интересный и сложный путь прошёл жостовский промы­сел. Его родоначальником считают крестьянина Филиппа Вишнякова, который в начале XIX века открыл мастерскую по изготовлению лаковых изделий из папье-маше1: коробок, шкатулок, табакерок. Позже его сын, Осип Вишняков, начал производство подносов, которые первоначально тоже делались из папье-маше. Сначала на подносах изображались сюжетные, жанровые сценки из жизни народа. Но покупатели выбирали те подносы, на которых красовались яркие, почти фантастиче­ские букеты цветов, словно выплывающие из тёмных глубин воды. Не случайно излюбленным фоном на подносах у жос­товских мастеров до сих пор остаётся чёрный, на котором и краски звучат ярче. В 1836 году Осип Вишняков на одной из ярмарок увидел подносы уральских мастеров. Эти подносы делались из тонкого листа стали, что значительно удешевляло продукцию. Осип понял, что это единственное преимущество уральских изде­лий, так как в живописном оформлении они уступали жостов­ским. С этого времени жостовские мастера стали выпускать металлические подносы. В наши дни металлические заготовки делаются с помощью механизмов. В те же далёкие времена всё выполнялось вручную. Вручную вырезался нужной формы лист стали, подворачива­лись края, выбивались деревянными молотками на специаль­ной чугунной плите различные формы подносов. Остальные операции жостовского промысла сохраняются и по сей день. Металлическую заготовку покрывают особой смесью — шпак­люют, шлифуют до идеальной гладкости, красят чёрной, крас­ной или зелёной масляной краской. Затем покрывают три раза бесцветным лаком и столько же раз сушат в печи. Только после этого поднос попадает в цех для росписи. Художник сначала создаёт масляной краской на подносе рисунок узора. После просушки начинает «тенёжку» — накла­дывает основные тени цветка, затем «прокладку» — наносит основные тона на цветы и листья, делает светлые блики и так далее. Пустоту между цветами и листьями заполняют прори­совкой лёгкой ажурной травы, стеблей. Они как бы связывают цветы и листья в букет. По краям подноса узкой полоской наносится ажурный орнамент. Поднос ещё три раза покрывают бесцветным лаком, три раза сушат в печи — и изделие готово. 1 Папьёмашё — легко поддающаяся формовке масса из смеси бумаги, гипса, клея, крахмала, применяемая для изготовления различных предметов путём прессования.

 

Переглянути всі підручники
<< < 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 > >>
Хостинг от uCoz