|
подносили чай не на ярких жостовских подносах. Самовар без такого подноса что кипяток без чая.
Интересный и сложный путь прошёл жостовский промысел. Его родоначальником считают крестьянина Филиппа Вишнякова, который в начале XIX века открыл мастерскую по изготовлению лаковых изделий из папье-маше1: коробок, шкатулок, табакерок. Позже его сын, Осип Вишняков, начал производство подносов, которые первоначально тоже делались из папье-маше. Сначала на подносах изображались сюжетные, жанровые сценки из жизни народа. Но покупатели выбирали те подносы, на которых красовались яркие, почти фантастические букеты цветов, словно выплывающие из тёмных глубин воды. Не случайно излюбленным фоном на подносах у жостовских мастеров до сих пор остаётся чёрный, на котором и краски звучат ярче.
В 1836 году Осип Вишняков на одной из ярмарок увидел подносы уральских мастеров. Эти подносы делались из тонкого листа стали, что значительно удешевляло продукцию. Осип понял, что это единственное преимущество уральских изделий, так как в живописном оформлении они уступали жостовским. С этого времени жостовские мастера стали выпускать металлические подносы.
В наши дни металлические заготовки делаются с помощью механизмов. В те же далёкие времена всё выполнялось вручную. Вручную вырезался нужной формы лист стали, подворачивались края, выбивались деревянными молотками на специальной чугунной плите различные формы подносов. Остальные операции жостовского промысла сохраняются и по сей день. Металлическую заготовку покрывают особой смесью — шпаклюют, шлифуют до идеальной гладкости, красят чёрной, красной или зелёной масляной краской. Затем покрывают три раза бесцветным лаком и столько же раз сушат в печи. Только после этого поднос попадает в цех для росписи.
Художник сначала создаёт масляной краской на подносе рисунок узора. После просушки начинает «тенёжку» — накладывает основные тени цветка, затем «прокладку» — наносит основные тона на цветы и листья, делает светлые блики и так далее. Пустоту между цветами и листьями заполняют прорисовкой лёгкой ажурной травы, стеблей. Они как бы связывают цветы и листья в букет. По краям подноса узкой полоской наносится ажурный орнамент. Поднос ещё три раза покрывают бесцветным лаком, три раза сушат в печи — и изделие готово.
1 Папьёмашё — легко поддающаяся формовке масса из смеси бумаги, гипса, клея, крахмала, применяемая для изготовления различных предметов путём прессования.
|
|