|
|
|
|
|
|
|
|
длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод, и прибрежным лесам ярко отсветиться в водах.
Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком1, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! ему нет равной реки в мире.
Николаи Гоголь
|
|
|
|
|
|
В чём, по-вашему, выражается отношение автора к Днепру? Найдите в тексте примеры, подтверждающие вашу мысль. С какой целью автор использует гиперболу (художественное преувеличение)?
78. Выучите наизусть и запишите по памяти первые три предложения из описания Днепра (упр. 77), проверьте написанное по тексту. Найдите в третьем предложении обособленное определение к слову дорога, объясните постановку знаков препинания.
79. Перечитайте выделенные в тексте (упр. 77) предложения и части сложного предложения. Это односоставные предложения. Объясните, почему их так называют, в чём особенности их значения.
Обратите внимание! В первом предложении текста есть подлежащее и сказуемое {Днепр чуден). А во втором предложении — только один главный член предложения. Здесь можно было бы подставить слово он или ничто, но это совсем не обязательно. Без такой подстановки предложение более выразительно. А можно ли подставить подлежащее в третьем из этих предложений? Да. Но и это предложение нам понятно безо всяких подстановок, причём без подлежащего оно имеет явно выраженное обобщённое значение (сказанное относится не к одному какому-то лицу, а мыслится обобщённо). Найдите в пятом предложении текста однородные члены предложения. К какому слову они относятся? Вместо какого слова употреблено в этом предложении слово они!
80. Поработайте в парах. Прочитайте в лицах диалог, дополните, обсудите его.
— Маша! Ты мне когда-то рассказывала, что читала о самовнушении. Хочешь, теперь я тебе расскажу о том, что я недавно прочитал?
— Конечно, хочу. Расскажи!
— Ты, наверное, удивишься, но это о синтаксисе, о предложениях.
|
|
|
|
|
|
Зрак (устар.) — здесь: отражение в воде.
|
|
|
|
|
|
|
|
|