|
тели и других национальностей. «В нашей семье все хорошо говорят по-болгарски, по-украински, по-русски», — добавил Саша. «А как сказать по-болгарски, что мы друзья?» — поинтересовался я. Саша улыбнулся и ответил: «Ние сме другари».
Расскажите, на каком языке говорят у вас в семье. Есть ли у вас знакомые, говорящие на языке, которого вы не знаете? Хотелось бы вам владеть этим языком?
92. Вспомните то, что вы знаете о передаче на письме чужой речи из уроков украинского языка. Найдите в тексте (упр. 91) предложения с прямой речью. Спишите их, подчеркните слова автора. Объясните, какие знаки препинания ставят в тех случаях, когда прямая речь стоит перед словами автора, а какие — когда прямая речь стоит после слов автора.
93. Прочитайте, дополните ряды слов, запишите их.
Для ввода прямой речи используются различные слова. Чаще всего это глаголы со значением речи, мысли: сказать, прошептать, спросить, подумать.....
Кроме того, прямую речь могут вводить глаголы, указывающие на цель высказывания: подтвердить, возразить, упрекнуть.....
Нередко используются глаголы, называющие действие, чувство, которое сопутствует высказыванию: улыбнуться, вздохнуть, удивиться, огорчиться.....
94. Прочитайте реплики диалога. На их основе составьте предложения с прямой речью, вставив соответствующие слова автора и придумав собеседникам имена. Запишите составленные предложения.
— Хорошо, когда рядом с тобой все говорят на языке, который ты понимаешь!
— Ты хочешь сказать, что все должны говорить на одном языке?
— А тебе понравится, если ты придёшь в гости, а кто-то на кухне будет говорить на языке, которого ты не понимаешь?
— Ну и что? А если это их родной язык? Ты, может, думаешь, что они говорят что-то плохое о тебе? Зачем же быть таким подозрительным?
95. Проведите в классе обсуждение темы, намеченной в упр. 94. Разделитесь на три группы: а) те, кто выступает за использование в общении разных языков; б) те, кто против этого; в) те, кто ещё не определился с точкой зрения.
Обсудите в группе то, какие доказательства своей точки зрения можно привести, чтобы убедить слушающих в своей правоте, какие сомнения вызывает та или иная точка зрения.
|
|