|
Различаются фразеологизмы не только оттенками значения, но и особенностями употребления. Например, фразеологизм сгущать краски можно использовать в разных ситуациях общения — и с близкими людьми, и в официальной обстановке. А вот устойчивое сочетание делать из мухи слона уместно в разговоре с близкими, друзьями, потому что имеет сниженную, разговорную окраску (с оттенком шутки, тонкой скрытой насмешки). Во фразеологическом словаре оно имеет помету: разг. (то есть разговорное). Устойчивых сочетаний, имеющих разговорную окраску, в русском языке значительно больше, чем тех, которые обозначают явления действительности без какой-либо оценки.
120. Прочитайте. Какие фразеологизмы объединены общим значением «трудное, безвыходное положение», а какие — «очень близко, совсем рядом»? Запишите устойчивые сочетания в две колонки соответственно значению.
В двух шагах, рукой подать, хоть плачь, под рукой, хоть караул кричи, не за горами, хоть волком вой, под боком, хоть в петлю лезь, под самым носом.
Составьте устно предложения с выделенными фразеологизмами. Предложение с каким устойчивым сочетанием вы бы использовали не только в разговоре с близкими людьми, но и в официальной обстановке? Почему? Если затрудняетесь самостоятельно ответить на вопросы, обратитесь к словарю или спросите у учителя.
121. Замените выделенные устойчивые сочетания слов синонимичными. Предложения запишите.
1. Книга была интересной, и я прочитал её от корки до корки. 2. Я стал высматривать друга в толпе, но его и след простыл. 3. Девочке подарили щенка, и она чувствовала себя на верху блаженства.
Для справок. Как сквозь землю провалился, на седьмом небе, от доски до доски.
122. Представьте, что вам нужно охарактеризовать своего одноклассника, отметить его умение всё делать. Какое устойчивое выражение вы выберете из данного ряда фразеологизмов-синонимов, если будете говорить об этом: а) серьёзно; б) в шутливой форме? Составьте небольшое высказывание и запишите его.
Золотые руки; мастер на все руки; от скуки на все руки; и швец, и жнец, и в дуду игрец.
123. Прочитайте текст. Скажите, какое значение имеет фразеологизм, о котором рассказывается в тексте. К какой речи его можно отнести — к официальной, деловой или разговорной?
|
|