|
«ПОЛЁТ ШМЕЛЯ»
Нет, наверное, ни одного человека, который не знал бы «Полёта шмеля» — этюда из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказка о царе Сал-тане». Этот этюд пользуется огромной популярностью и у слушателей, и у исполнителей. В чём же секрет такой популярности?
Казалось бы, просто забавный пустячок. Ну, изобразил композитор жужжание шмеля, только и всего. Вроде и мелодии там никакой нет — одни гаммки то вверх, н. А. Римский-то вниз бегают, жужжат, действительно на Корсаков жужжание шмеля похожие.
Но давайте-ка вспомним, в каком эпизоде оперы появляется этот знаменитый, с лёгкой руки Римского-Корсакова, шмель и что в музыке его полёта композитор хотел выразить.
Когда царевич Гвидон после всех мытарств оказался со своей матушкой-царицей на необитаемом острове, одолела его тоска по родному батюшке-царю. И сжалилась тогда над ним прекрасная царевна-лебедь, превратила в шмеля и велела лететь вслед за кораблём с заморскими гостями, что держит путь в царство славного Салтана... Полетел счастливый царевич-шмель на родную свою землю, а царевна-лебедь поёт ему вслед:
Ты теперь, мой шмель, гуляй, Судно в море догоняй, Потихоньку опускайся, В щель подальше забивайся, Будь здоров, Гвидон, лети!
И звучало в музыке этого сказочного полёта столько настоящей человеческой радости, столько счастливых надежд, столько молодой, свободной устремлённости вперёд, что остаться равнодушным слушателем тут уж просто невозможно.
Вот и получилось, что, изобразив в своей музыке шмеля, композитор выразил в ней увлекательнейшие человеческие чувства. И само стремительное движение этой музыки, даже если мы не знаем, в каком эпизоде оперы и по какому поводу она звучит, мы уже воспринимаем сквозь её удивительную человечность. Вот в чём секрет знаменитого шмеля!
По Дмитрию Кабалевскому
|
|